ЧТМ-2038 (официальный документальный фильм)
ЧТМ-2038 | |
Официальный документальный фильм | |
Постер фильма. | |
Жанр | документальный |
---|---|
Режиссёр | Дмитрий Руссков |
Продолжительность | 02:24:55 |
Год | 2023 |
Официальный документальный фильм о ЧТМ-2038 — масштабный проект, задуманный и реализованный в 2023 году. В фильме вкратце рассказано об истории дворового футбола на Тулака середины нулевых — начала десятых годов глазами «поколения ЧТМ» и подробно освещён ход девятого мундиаля, растянувшегося в общей сложности почти на девять лет.
Содержание
Сюжет
Фильм начинается с демонстрации ряда футбольных стадионов Тулака — действующих, заброшенных и того, что осталось от снесённых. Диман, Антон и Геныч вкратце рассказывают о каждом из полей и вспоминают различные эпизоды из прошлого, демонстрируются архивные фото- и видеоматериалы. Далее повествование перемещается в начало двадцатых годов, когда ЧТМ был возрождён. Подробно освещён каждый игровой день турнира, игровые эпизоды перемежаются с комментариями непосредственных участников показанных на экране событий. В эпилоге некоторые из игроков говорят о том, чем для них является ЧТМ.
История создания
Предварительная подготовка
Впервые идея о создании фильма пришла в голову Диману в начале февраля 2023 года. 7-го числа он поделился ей с Антоном:
Ещё есть мечта такая — по итогам ЧТМ-2038 сделать документальный фильм, поскольку видеоматериала до хрена есть. Не тупо нарезку лучших моментов, а прямо полноценный фильм с драматургией, композицией, дикторскими монологами, интервью и проч. Но тут, конечно, придётся очень сурово возиться. |
9 февраля о мысли узнал Геныч и отнёсся к ней с энтузиазмом, вспомнив о нескольких видеороликах с интервью, снятых дома у Бирюка 9 мая 2022 года. 12-го числа Диман сделал первые черновые наброски будущего сценария, на что Геныч ответил:
Будем иметь в уме создание подобного фильма. Мне нравится! |
Сценарий постепенно дорабатывался, но никаких реальных шагов было решено не предпринимать до весны, поскольку во-первых, требовалось физическое присутствие Геныча и Антона на Тулака, а во-вторых, надо было ещё доиграть ЧТМ-2038. 13 марта, когда стало известно, что Антон и Геныч одновременно смогут быть в Волгограде только в течение одного дня (29 апреля), на который был назначен финал, Диман написал следующее:
Нам надо ещё заранее решить вопрос со съёмкой документального фильма, где мы базарить будем. Есть два варианта. Либо мы все втроём каким-то образом собираемся днём 29-го до финала и по-быстрому обходим все стадионы, либо сначала снимем кадры с Генычем, а потом с Антоном и при монтаже совместим. |
Геныч предпочёл остановиться на втором варианте:
Вряд ли все вместе успеем сделать это. Разделим наши достопримечательности и в удобное время для каждого снимем. |
13 апреля Диман завершил работу над сценарием и обнародовал наиболее удобный маршрут перемещений во время съёмок:
Чтобы круги не нарезать, оптимальный маршрут мне представляется таким: Остановка — Шестнари — «Тулака-Арена» — Новое поле за школой — Мелкое поле на школьном — Школьный — Поле в соседнем дворе — Песочное поле во дворе — Коробок. После обхода полей расположиться в каком-нибудь спокойном живописном месте и отснять оставшиеся монологи, не связанные непосредственно со стадионами. |
Съёмки
Основную часть видеоматериала должны были составить записи матчей ЧТМ-2038, сделанные в 2021—2023 гг., но требовались также и многочисленные комментарии. Съёмки на стадионах Тулака, как и предполагалось, были проведены в два этапа, каждый из которых длился около трёх часов. 25 апреля Диман прошёл по запланированному маршруту вместе с Генычем, 3 мая — с Антоном. Приглашались и другие люди, но откликнулся только Бирюк, записавший некоторое количество монологов во время первой сессии.
Для разнообразия очень хотелось использовать монологи как можно большего числа людей, но расшевелить участников ЧТМ оказалось весьма сложной задачей. Диман написал лично для каждого ответившего согласием список тем и с периодичностью примерно в одну-две недели постоянно напоминал о том, что неплохо бы наконец что-то отснять, но дело двигалось крайне медленно. Лишь к июлю, когда бо́льшая часть работы над монтажом уже была выполнена, удалось собрать приемлемое количество монологов, да и то с помощью нажима Геныча, который, по его собственным словам, буквально «выбивал видосы» из некоторых людей.
Общий список монологов, отснятых специально для фильма в 2023 году, выглядит следующим образом:
- Геныч — 25 апреля (Волгоград), 9 мая и 17 июля (Москва);
- Диман — 25 апреля, 3 и 21 мая (Волгоград);
- Бирюк — 25 апреля (Волгоград);
- Антон — 3 мая (Волгоград), 15 июля (Санкт-Петербург);
- Алишер и Дима Кес. — 30 мая (Волгоград);
- Коля — 6 июня (где-то в северных морях);
- Лёха — 14 июля (Волгоград);
- Макс — 18 июля (Волгоград);
- Ринат — 19 июля (Волгоград).
Список игровых дней, когда проводились съёмки матчей:
- 1 мая 2021 (Новое поле за школой);
- 31 мая 2021 (Новое поле за школой);
- 14 июня 2021 (Новое поле за школой);
- 8 мая 2022 (Новое поле за школой);
- 10 мая 2022 (Новое поле за школой);
- 7 января 2023 (Футбольный Цех);
- 22 апреля 2023 (Тулака-Арена);
- 29 апреля 2023 (Тулака-Арена);
Ещё были использованы интервью Макса, Рината, Лёхи и Бирюка, снятые Генычем 9 мая 2022 года, а также фрагменты видео празднования десятилетнего юбилея финала ЧТМ-2030, снятые Антоном 3 августа 2022 года.
Архивные фото и видео использовались довольно масштабно, самые ранние из них датированы 2009—2010 гг. (съёмки Некита на телефон), ещё присутствуют кадры, сделанные в ходе ЧТМ-2030 и ЧТМ-2034 в 2012 и 2013 годах соответственно, а также многие десятки фото и видео, снятых самыми разными людьми в самое разное время. Все, чьи имена удалось установить, упомянуты в финальных титрах.
Монтаж
Полноценная работа над фильмом стала возможна начиная с 5 мая, когда Антон профинансировал приобретение для ЧТМовских нужд съёмного жёсткого диска объёмом в 1 терабайт, решив давно назревшую проблему с нехваткой свободного места для сбора видеоматериалов. Потребовалось некоторое время, чтобы собрать воедино оригинальные исходники, многие из которых были разбросаны по различным облачным хранилищам как раз ввиду отсутствия памяти на физических носителях. Кроме того, довольно долго пришлось собирать различные архивные фото- и видеоматериалы, которые расползлись по самым разным уголкам как интернета, так и частных коллекций.
Монтаж Диман осуществлял в программе Movavi Video Suite[1], в общей сложности на него ушло не менее трёх месяцев. Не являясь профессионалом в области производства фильмов, Диман специально выбрал одну из наиболее простых в освоении программ и первое время работал в ней методом проб и ошибок, лишь к концу первого месяца постепенно освоившись. Тем не менее процесс монтажа всё равно получился очень долгим по причине огромного количества самых разных материалов, которые довольно трудно было скомпоновать в единое целое. Черновой монтаж был закончен 24 июля, после чего ещё ровно месяц шла «работа над ошибками». Окончательный вариант был закончен 24 августа.
Звук
Не меньше, чем с видео, пришлось работать со звуком. Прежде всего, требовалось записать значительное количество закадрового текста. Не являясь профессиональным диктором, Диман вынужден был делать множество дублей, в среднем только на запись двух-трёх минут голоса уходило около часа, а затем отдельные реплики надо было ещё соединить в единое целое и обработать исходный звук.
Существовала проблема со многими видео, звук в которых был записан на встроенный микрофон камеры. Если для съёмок на стадионах Геныч и Диман специально заморочились, 25 апреля записывая голоса в портативный микрофон-петличку, а 3 мая — в микрофон Shure SM58, то все прочие фрагменты представляли из себя бесформенную кашу. Даже те видео, которые записывались в помещении, часто оказывались испорчены различными фоновыми шумами, ну а говорить о записях на улице и вовсе не приходилось — многочисленные посторонние звуки (ветер, птицы, проезжающие машины и т. п.) создавали огромные помехи для восприятия слов. Разумеется, всё было записано на устройства самого разного качества с разной громкостью. Для того чтобы привести всё это хотя бы в относительно приемлемый вид, была проделана прямо-таки титаническая работа.
Фоновый шум убрать полностью везде было невозможно, тем более что я не обладаю достаточной квалификацией в вопросах звукорежиссуры, но я сделал всё, что было в моих силах. Что-то срезал с помощью программы RX[2], что-то с помощью эквалайзера. Чтобы сделать хоть относительно приемлемый звук, пришлось всё безбожно давить компрессором и лимитером, итоговая дорожка представляет из себя своеобразный «кирпич», в котором всё сжато и выровнено до пределов, близких к максимальным.Диман |
Ещё одной сложной задачей стал подбор фоновой музыки. Диман сразу решил серьёзно отнестись к вопросам авторских прав и использовать только находящийся в свободном доступе контент (за исключением гимна ЧТМ, авторские права на который принадлежат ему лично). Это значило, что доступны только произведения под свободной лицензией, которые бывают двух видов:
- Композиции, авторы которых умерли много лет назад (по законодательствам разных стран срок различается, но в среднем составляет около 70 лет);
- Композиции, авторы которых официально объявили о том, что позволяют использовать их под свободной лицензией.
Три произведения первой категории были использованы (классические вещи Баха и Мусоргского, а также регтайм Скотта Джоплина), но было понятно, что основу должны составить произведения второй категории. Тут-то и возникла ещё одна проблема:
Музыки под свободной лицензией на просторах интернета довольно много, надо только хорошо поискать, но суть в том, что 90 процентов — это полная дрянь. Ну просто откровенный мусор, который стыдно использовать. Приходилось вылавливать буквально по крупицам, отслушивая тонны хлама. В итоге удалось найти пару десятков композиций, не скажу, что они обладают какими-то особенными художественными достоинствами, просто они в отличие от всего остального не вызывают тошнотворного рефлекса. Ну а уже из этого скудного списка музыка как-то распределялась по различным сценам, чтобы ну хоть как-то подходила по сюжету.Диман |
Публикация
Фильм был анонсирован ещё до начала первых съёмок, поскольку стояла задача привлечь как можно большее число людей к его производству. По ходу работы периодически появлялись новости о том, насколько она продвинулась вперёд. 26 июля Диман выложил трейлер продолжительностью в две с половиной минуты, выдержанный в шуточной манере. Были попытки собрать людей на закрытый предпремьерный показ, но данные планы так и не были осуществлены до конца, за исключением случая, когда 19 августа Диман, Антон и Андрей Кр. посмотрели втроём предварительную версию.
Поскольку никаких задач по коммерческому продвижению не стояло, а фильм за долгое время производства был изучен вдоль и поперёк, то Диман решил не откладывать дело в долгий ящик и загрузил итоговое видео на YouTube вечером 23 августа, когда нанёс финальные штрихи в итоговый монтаж и ещё раз просмотрел всё целиком. Пока ролик обрабатывался, он находился в закрытом доступе, но анонс о том, что премьера состоится уже на следующий день, был сделан. Правда, тем же вечером Диман решил в последний момент исправить ещё несколько мелких деталей и днём 24 августа сохранил и перезалил всё заново, пришлось снова ждать, пока YouTube «переварит» большое видео. В итоге премьера действительно состоялась 24 августа, но только вечером, в 20:34.
Создатели фильма
- Автор сценария, режиссёр и продюсер: Дмитрий Руссков;
- Монтаж: Дмитрий Руссков, Геннадий Савинкин;
- В ролях: Дмитрий Руссков, Геннадий Савинкин, Антон Кравченко, Николай Бирюков, Максим Лежнин, Николай Угольников, Никита Каунов, Ринат Адельшин, Алексей Кондрашёв, Станислав Постников, Алишер Тастанбеков, Дмитрий Кесарев, Сергей Иванов, Андрей Кравченко, Денис Рубежанский, Илья Орлянский, Андрей Овчинцев и другие;
- Операторы матчей: Елена Русскова, Геннадий Савинкин, Николай Угольников, Антон Кравченко, Алишер Тастанбеков, Дмитрий Руссков, Николай Бирюков, Денис Рубежанский, Алексей Кондрашёв;
- Операторы других сцен: Геннадий Савинкин, Дмитрий Руссков, Антон Кравченко, Николай Угольников, Елена Русскова, Максим Лежнин, Николай Бирюков, Семён Лысев-Ипполитов, Ринат Адельшин, Алёна Габбасова и другие;
- Операторы архивных сцен: Марина Никонорова, Никита Каунов, Николай Бирюков, Денис Рубежанский, Тимофей Тарабрин, Маргарита Савинкина, Андрей Савин и другие;
- Звукорежиссёры: Дмитрий Руссков, Вальдемар Вейман;
- Закадровый текст читает: Дмитрий Руссков;
- Фотографы: Елена Русскова, Юлия Бирюкова, Наталья Савинкина, Никита Каунов, Дмитрий Руссков, Эльнур Мамедов, Евгения Корнева, Антон Кравченко, Геннадий Савинкин, Алексей Кондрашёв, Елена Миронова, Александр Азманов, Игорь Савищев и другие;
- Авторы архивных фотографий: Антон Кравченко, Денис Рубежанский, Александр Сухаревский, Никита Каунов, Илья Гладышев и другие;
- Меценаты: Антон Кравченко, Николай Бирюков, Геннадий Савинкин, Дмитрий Ершов, Николай Угольников, Денис Рубежанский.
Отзывы
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Примечания
- ↑ Movavi Video Suite . Википедия. Дата обращения: 24 августа 2023. Архивировано 24 августа 2023 года.
- ↑ IZotope . Википедия. Дата обращения: 24 августа 2023. Архивировано 24 августа 2023 года.